Тектоник, Tecktonik (от намеренно искаженного английского tectonic — тектонический, восходящего к греческому tektonikos) — электроданс; новое танцевальное движение XXI века, содержащее в себе элементы электро, хип-хопа, локинга, поппинга, техно и т. п.
В Тектонике иногда выделяют несколько стилей: Вертиго, Хардстайл, Милки вэй, Jumpstyle, Electrostyle и Tecktonik-mix и др
Их можно условно разделить на две группы:
* «Тяжелые» (Вертиго, Хардстайл);
* «Мягкие» (Милки вэй и др.)
Типичный внешний вид танцоров Тектоника — суженные джинсы, брюки, обтягивающая короткая футболка с каким-нибудь рисунком (чаще всего с символикой тектоника)[2], белый ремень, напульсники, гетры ярких цветов на руках, кроссовки баскетбольного стиля Данки, используются черно-белые шаховницы. Танцоры также, как правило, носят «футуристическую», а иногда даже «готическую» причёску.
Новые люди, приходящие в это танцевальное движение, привнесли демократизм в выбор одежды. Теперь тектоник-дансер может надевать что угодно, начиная от балахона и широких хлопчатобумажных штанов, заканчивая шортами (преимущественно в командных выступлениях) и обнаженным торсом. У многих людей появляется собственное чувство стиля, отчего этот танец становится интереснее.
История движения Тектоник
В начале XXI в. вечеринки в Бельгии предлагали музыку в стиле Hardtech, Hardtrance и Euro Dance. Самым популярным стилем был Jumpstyle, идея которого заключалась в том, чтобы прыгать, двигая одной ногой (потом другой) взад-вперед в такт басов. Из Бельгии эта концепция пришла во Францию.
Собственно история Тектоника начинается в Париже в 2000 году — в пригородном клубе Métropolis на вечеринках «Tecktonik Killer», где собирались молодые люди, стремящиеся быть «непохожими на других», иногда нетрадиционной сексуальной ориентации.
Танцевальная команда «Метрополиса» на двух вечеринках представляла бельгийский Techno, Hardstyle, Trance и Jumpstyle, тогда еще не известные парижской клубной публике. Одна из вечеринок называлась «BlackOut»; вначале ее ведущим был Mc Adrian из Radio Fg. Стиль музыки (Electro и Trance) был менее жестким и довольно коммерческим. В течение пяти лет другая вечеринка «Tecktonik Killer» предлагала бельгийский Techno, Hardstyle и Warm up electro. Со временем вечеринка «Tecktonik Killer» приобрела популярность. На нее приходят регулярно около 8 тыс. человек, приглашаются известные ди-джеи со всего мира. Вечеринки «Tecktonik Killer» стали проводиться и в других парижских клубах.
В 2007 году Тектоник впервые выходит на широкую публику на фестивале Paris Techno Parade 15 сентября 2007 года. Благодаря широкому распространению через сервисы обмена видео, подобные YouTube, Тектоник приобретает новых поклонников. Самыми известными создателями музыки в стиле тектоник являются Dim Chris, Dess, Miss Hiroko, Mondotek, позднее David Guetta, Frunckly Moist, Dirty South и Yelle.
Стараниями арт-директора «Метрополиса» Сирила Бланка (Cyril Blanc) и других организаторов Тектоник становится торговой маркой. С 2006 года появляются компиляции «Tecktonik Killer». Производится одноименный энергетический напиток и широкий ассортимент продукции с символикой Тектоника: футболки, бейсболки, кофты, шнурки и т. д. Средства массовой информации, которые долгое время пренебрегали этим стилем музыки и вечеринками Тектоника, начинают ими активно интересоваться. В Интернете появляются сотни видео из клубов с молодыми танцорами или записи данс-батлов, устраиваемых на улицах и в танцевальных школах.
Первое поколение Tecktonik носило обувь с ровной подошвой — известный Buffalo. Также обычно они одевали белые перчатки и держали во рту соску. Со временем эта «клубная культура» претерпела изменение с развитием таких общественных явлений как реалити-шоу, рост общественных сетей типа MySpace и блогов (Caramail, Skyblogs…) и благодаря индивидуализму и стремлению быть лучшим и оригинальным. Молодые клабберы начали чаще выходить на улицы и устраивать батлы по Тектонику вне клубов, подобно некогда знаменитым Hip-Hop и брейк-данс батлам. Каждый клаббер стилизует себя согласно моде.
Концепция движения Тектоник
Движение Tecktonik основывается прежде всего на музыке Hardtech, пришедшей из стран Северной Европы. В Тектонике звук становится более «коммерческим» и более доступным. Танец часто сравнивали с Jumpstyle, который существует с 1992 года в Бельгии. Однако клабберы — не «Jumpeurs»; они используют руки, заимствуя движения из Vogging и брейк-данса, но в их танце остается оригинальность и новизна.
Распространение музыкальной культуры происходит благодаря альбомам Tecktonik Killer. Эмблемой движения является т. н. «Reichsadler» (имперский орел) — стилизованный римский и готический орел.
Критика и проблемы
Критики Тектоника (в том числе и из среды самого танцевального движения) указывают, что Тектоник — это не танец, а коммерческий бренд; танец же корректно называть электроданс (электродэнс).
Отмечается также, что в настоящее время Тектоник становится модой, стилем жизни, средством для молодежи идентифицировать себя в коллективе. Движение неизбежно страдает от массовости. Остается еще многое доработать в музыке, танце и стиле одежды. Критики указывают на стилистическую аморфность и эклектичность Тектоника, подчеркивают, что движения ног в танце слабо разработаны.
Иногда из-за символики Тектоника участников движения соотносят с неофашистами. Однако эмблема движения — имперский орел — еще со Средних веков символизирует в Германии власть, счастье и силу. Сегодня орел используется во всем мире как геральдический символ и не может напрямую ассоциироваться с нацизмом. По утверждению сторонников, символ орла был выбран исключительно из эстетических соображений, а Тектоник не имеет особой идеологии и не представляет взгляды среднего слоя, занимающего промежуточное положение между зажиточными парижанами и массовой аудиторией Hip-Hop культуры.
Tecktonik объединяет в себе множество стилей различных танцев и следов различных культур. Некоторыми клабберами туда включены элементы Hip-Hop, брейк-данса, а также C-Walk, Poping-Waving, Tutting, Liquid-Pop, King-Tut, Vogging и т. д. Время покажет, действительно ли основоположники Тектоника стали изобретателями новой синтетической культуры, которая распространяется по всему миру, или же он останется в истории как кратковременная мода первого десятилетия XXI века.